06.04.2015

Мотоэлектрика. Вопросы о свечах



Давайте попробуем рассмотреть основные вопросы, которые возникают у обыкновенного пользователя, которому более (или менее) опытные товарищи порекомендовали заменить свечи.
Вопрос первый: Зачем?
Если двигатель работает без перебоев во всём диапазоне оборотов, свечи были поменяны 32 минуты назад, опытнейшим механиком, да и двигатель проработал на этих свечах всего ничего – то абсолютно незачем (конечно при условии, что были установлены свечи рекомендованные заводом изготовителем именно этого двигателя).
Если двигатель работает неровно, пропускает такты, плохо набирает обороты и т. д., то либо нечему гореть, либо нечем поджигать то, что должно гореть. Вопросы смесеобразования того, что должно гореть мы рассмотрим в другой статье, а сейчас, попробуем понять почему могут неправильно работать свечи зажигания.
Свеча зажигания, согласно выбранной профессии и полученному образованию вынуждена работать в зоне постоянных перепадов температуры, высокого давления и практически находиться в самой «горячей точке планеты». К тому же свеча подвержена так называемой искровой эрозии. Кроме того, при использовании бензина низкого качества, на свече возникает токопроводящий нагар. Всё это приводит к понижению температуры искры, позднему её возникновению, неверному расположению в камере сгорания, что в свою очередь вызывает неоптимальное сгорание топливо-воздушной смеси, и как следствие неровную работу двигателя. Особенно «хорошо», это бывает заметно у одноцилиндровых двигателей.
Итак, если двигатель работает неровно, пропускает такты, плохо набирает обороты и т. д., то давайте всё-таки, для начала, поменяем свечи.
Определив, с помощью мануала, или каталога производителя свечей, какие свечи нам нужны, придавив жабу и разбив копилку, приобретаем именно их. Советы из серии «нафига вкручивать японские, у моего соседа по сортиру в детском саду и на советских всё работало как часы», мы оставим тому, кто советует, и купим, те свечи, которые рекомендованы производителем для этого двигателя.
Затем, с помощью шаманских танцев, правильных заклинаний и свечного ключа заменим свечи.
Заводим двигатель, и удивляемся…
Вариант А: работает, как часы.
Вариант Б: никаких изменений (копаем дальше: свечные колпаки, свечные провода, катушка(и) зажигания и т.д., или едем в сервис).
Вариант В: вообще не заводится ( вставьте ключ зажигания, поверните в положение ON, проверьте переключатель на руле STOP ENGINE, проверьте нейтраль, проверьте на свечах ли свечные колпачки), если всё в норме, то ищем, где накосячили.
1. Слабо затянутая свеча, и как результат – пониженная компрессия.
2. Перетянутая и из-за этого деформированная, или повреждённая свеча, и как результат – пониженная компрессия, или её отсутствие (как дополнительный бонус – куча проблем при выкручивании и вытаскивании остатков повреждённой и сломанной свечи).
Степень затягивания свечи всегда указана на её упаковке. Она составляет от 10 до 45 Нм, в зависимости от диаметра резьбовой части и типа свечи.
На закуску – ответы на вопросы от NGK лично (скопировано с их сайта, поэтому пресно и безграмотно):
Можно ли использовать свечу с интегрированным резистором вместо безрезисторной свечи?
Наличие в свече резистора несколько увеличивает нагрузку на катушку зажигания. Однако если катушка исправна и справляется со своей задачей, никаких проблем при использовании резисторной свечи не будет. Более того, наличие резистора обеспечивает хорошее подавление электрического шума, который возникает при искрообразовании, что обеспечивает бесперебойную работу различных электронных систем автомобиля.
Какое влияние оказывают электроды на воспламенение?
Электроды, помимо того, что создают искру, сами оказывают существенное влияние на воспламенение. Электроды забирают часть энергии воспламенения благодаря хорошим теплопроводящим свойствам. Но в первую очередь, они являются помехой на пути распространения фронта пламени. Это влияние можно снизить, если использовать свечи с тонким иридиевым электродом.
В чём преимущество иридиевой свечи?
Иридий – очень тугоплавкий металл. Благодаря этому свойству не только увеличивается ресурс свечи, но и появляется возможность сделать центральный электрод очень тонким. Снижается влияние электродов на распространение фронта пламени, воспламенение становится более эффективным, что обеспечивает повышенную мощность и, одновременно, меньший расход топлива.
В чём особенность гибридных свечей зажигания?
Гибридные свечи имеют один основной боковой электрод и один, или больше дополнительных. В штатном режиме искрообразование происходит между центральным и основным боковым электродами. В неоптимальном режиме работы, в случае образования на изоляторе проводящего нагара, удаётся избежать пропусков зажигания с помощью технологии полуповерхностного разряда, который происходит между центральным и дополнительными «страховочными» боковыми электродами.
Если на свече произошёл поверхностный пробой между контактным терминалом и металлическим корпусом, возможно ли повторное использование такой свечи?
После того как произошёл поверхностный пробой, на изоляторе остаются проводящие углеродистые отложения в виде чёрной полосы (след от выгорания внутренней части свечного наконечника вдоль линии пробоя). Поэтому даже использование новых высоковольтных проводов не предотвратит повторного пробоя по тому же пути.
Если внутренняя часть изолятора свечи отломилась и попала в камеру сгорания, может ли она повредить двигатель?
К счастью, как правило, кусочек изолятора вылетает через выпускной клапан. Однако, в самом плохом случае, такая частичка может застрять в седле клапана или остаться в камере сгорания, и тогда вероятно повреждение двигателя.
Что происходит быстрее – искровая эрозия центрального электрода или бокового электрода?
Обычно искра перескакивает с центрального электрода на боковой, в этом случае быстрее происходит эрозия центрального электрода. Однако, в биполярной системе зажигания ситуация может быть обратной.


Возврат к списку