06.04.2015
Тормоза. Тормозные системы Brembo
Автор статьи Асатур БИСЕМБИН
МАФИЯ НЕ ПРИЧАСТНА
Инь и ян - столбовые понятия концепции древнекитайской философии. В «Книге перемен» они олицетворяют собой
противоположные начала: свет и мрак, твердое и мягкое, мужское и женское... Вы считаете, что мы отвлеклись от
мотоциклетной темы? Вовсе нет, ведь байк подпадает под эту концепцию. В нем две основополагающие сущности:
двигатель - мощь, неудержимо влекущая вперед, и тормоза - сила, сопротивляющаяся ускорению.
Ратуете за триумф динамики? Но ведь ее превосходство над энергией замедления может обернуться проигрышем в
гонках. Или того хуже: «раскочегарил» все четыре цилиндра, потом хвать за правый рычаг - а ожидаемого замедления
нет. И поминай как звали... Но мотоциклы конструируют не дураки. Можно утверждать: нынче наступает апогей власти
перфорированных дисков, радиальных скоб и прочих армированных шлангов над сотнями «лошадей» в движке. Что
особенно явно в мире «спортов». Именно «пластмассовые» аппараты оснащены самыми зверскими тормозами, способными
в мгновения в бараний рог скрутить недюжинную мощь моторов.
К тюнингу тормозов для «гражданской», не отмороженной езды прибегают искушенные гурманы. Дрэг-рейсеры и
гонщики, выжимающие все соки из донельзя «нафаршированных» байков, в самой полной мере оценят всю прелесть
могучих нестандартных систем по сравнению со штатными компонентами. Есть еще одна категория «двухколесных»
граждан - кто навешивает на мотоциклы большущие, красивейшие тормозные диски и суппорты. Речь о кастомайзерах:
тюнинговая система на шоу-байках почти всегда смотрится круче, нежели заводская... Осталось разобраться, где
добыть супертормоза?
Изготовителей деталей для апгрейда тормозов немало. Но когда речь заходит о лучших, первым назовут Brembo.
Итальянская компания - едва ли не абсолютный лидер в своей области. Это не реклама - так сложилось.
Великая фирма начиналась в 1961 году, будучи крошечной «конторкой». Базировалась - сказать страшно - в
маленьком гараже, в нескольких километрах от Бергамо. У ее истоков стоял Эмилио Бомбассеи, отец нынешнего
президента Brembo. Обычно новоявленным фирмам требуется время, чтобы заработать репутацию на рынке и как следует
«раскрутиться». Этой компании удалось взлететь поразительно быстро. Начинали с тормозных дисков, и уже через три
года Brembo поставляла их на конвейер самого Alfa Romeo...
Головокружительный успех прямо со старта, фирма итальянская... Могут возникнуть определенные подозрения. Но
нет - доподлинно известно, что мафия «конторе» Бомбассеи не покровительствовала. Все иначе: синьор Эмилио, сам
спец-механик и металлург, подсуетился и набрал команду талантливых инженеров. Сыграло роль и то обстоятельство,
что компания Brembo первой в Италии предложила покупателям афтермаркетовые диски - до тех пор эту нишу занимали
английские бренды.
Начало «спортивной жизни» Brembo тоже блистательно. В 1975 году на продукты фирмы обратил внимание сам Энцо
Феррари. Видать, неспроста. Коммендаторе просил брембовских специалистов поработать с формулистическими
болидами. Спецы согласились. А кто бы отказался!
В 80-е компания продвинулась дальше. Если до той поры она производила только диски, то теперь взялась за
тормозные скобы. И не простые, а из алюминия. Новое, смелое слово в технике!.. В 1983 году фирма перешла в
собственность американской транснациональной корпорации Kelsey-Hayes. Однако десять лет спустя вновь обрела
независимость. У руля стал Альберто Бомбассеи, сын Эмилио. В 2000 году в состав Brembo S.p.A. вошла британская
компания-коллега АР Racing, и - внимание, ключевой момент - наши герои приобрели 70% итальянской фирмы
Marchesini, специализирующейся на колесных дисках для гоночных мотоциклов. Примерно тогда же начали сотрудничать
со шведской SKF. Южане объединились с северянами по очень интересному поводу - в связи с разработкой системы
brake-by-wire, то есть электромеханических тормозов, которые прочат в наследники обычным гидравлическим.
Вряд ли кто-то станет спорить с тем, что, не охвати фирма «территорию» мотоциклов, наверняка была бы «одной
из». Поднаторев в разработке и производстве автомобильных дисков, в 1972 году Brembo начала предлагать
разработки и для мотоциклов. Думаете, для начала скромненько ограничилась поставками в близлежащий магазинчик
запчастей? Как бы не так! С ходу стала... официальным поставщиком Moto Guzzi! Сейчас системы Brembo штатно
устанавливают на огромное множество мотоциклов во всем мире. Навскидку: BMW HP2 Sport, Triumph Speed Triple, все
Moto Guzzi, все MV Agusta, все Moto Morini, дорожные КТМ... И за океаном Brembo в большом почете, тот же
Harley-Davidson комплектует свои «тяжеловесы» системами с логотипом в виде стилизованной буквы «В».
Успехи в гонках - предмет особой гордости. Сейчас понятия «мотоспорт» и «автоспорт» практически неотделимы
от имени Brembo. Болиды с итальянскими тормозными системами завоевали свыше 200 чемпионских титулов в автогонках
F1, NASCAR Nextel Cup, 24 часа Ле-Мана и, разумеется, мотоциклетных - MotoGP, WSBK, АМА Pro Superbike.
Brembo принято произносить с придыханием. Что в ее системах такого особенного и чем же они так хороши?
Многие брембовские тормоза сначала обкатывались на гоночных мотоциклах и только потом пришли в мир серийной
техники. Вот пара примеров. Радиальный главный тормозной цилиндр 19 RCS (Ratio Click System) - одна из новинок.
Этот девайс родом из мотоспорта и до сих пор применяется на байках MotoGP. Самая замечательная особенность
устройства - в запатентованной системе регулировки рычага. Райдер волен выбирать между настройками 19x18 и
19x20. В первом случае отзывчивость и быстродействие будет лучше, что предпочтительнее для трека. Второй
вариант, менее «резкий», удобнее при «уличной» эксплуатации. Моноблочные (цельнометаллические) скобы -
первоначально также гоночная «фишка» и очень модная нынче тенденция. Впервые эти замечательные штуковины
представлены в качестве серийного оснащения на Ducati 1098. Сейчас они выпускаются дивизионом Brembo High
Performance и перешли из разряда мечты в категорию тюнинга. «Моноблоки» можно установить на большинство японских
спортбайков.
Почти за не полные полвека гаражная мастерская слегка разрослась. В 1965-м сотрудников было 28, сейчас в Brembo
трудятся свыше 5 тысяч человек. Инновации, лабораторные исследования и «боевые» испытания, замкнутый
производственный процесс, строжайший контроль качества и широчайший ассортимент продукции - вот что такое
нынешний лидер в своей области. Концерн располагает подразделениями в 12, а реализует продукцию в 70 странах.
Выручка компании в 2007 году составила 896 млн. евро.
Красивая история и цифры красивые. Но нам важнее, что за ними. Один известный мотожурналист и авторитетнейший
мотоциклист как-то вспоминал о неизменном тосте, который много лет подряд произносят его друзья-байкеры (а они
далеко не трусы): «Да будет свет, да будут тормоза»... Как сложились бы судьбы многих людей, не будь на свете
Brembo? Точно не так здорово.
Автор статьи Асатур БИСЕМБИН
Источник материала : журнал "МОТО"