X

Выбери свою модель

Быстрый доступ к запасным частям

Шаг 01/04
12.08.2024

Сцепление на мотоцикле: когда пора менять?

Замена сцепления на мотоцикле — это важная процедура, от своевременности которой зависит долговечность и эффективность работы вашего байка. Современные спортивные в большинстве случаев оснащаются многодисковым сцеплением, которое играет ключевую роль в управлении движением. Такое сцепление обеспечивает соединение и разъединение двигателя с коробкой передач без рывков и ударов. Такая конструкция особенно важна для безопасного и комфортного начала движения и плавной смены скоростей. Многодисковое сцепление защищает трансмиссию и двигатель от повреждений, перегрузок, которые могут возникнуть при резких нагрузках.
Механизм переключения передач на мотоцикле представляет собой сложный механизм, включающий множество компонентов, расположенных внутри сцепной корзины. К основным элементам этой системы относятся барабан, фрикционные и металлические диски, пружины или диафрагма, а также нажимной диск, известный также как выжимная плита. Количество этих элементов варьируется в зависимости от определённой модели мотоцикла.

Когда происходит нажатие на педаль сцепления,  между фрикционными и стальными дисками  возникает скольжение. Это действие отключает связь между двигателем и трансмиссией. Когда сцепление отпускается, происходит синхронное вращение корзины и барабана, что позволяет передавать крутящий момент от двигателя к колесам. Такая система обеспечивает плавность работы мотоцикла и его устойчивость при переключении передач, что особенно важно для поддержания динамики и комфорта во время езды.

Типы сцепления: «сухое» и «мокрое»

Большинство мотоциклов оснащено сцеплением в масляной ванне, также известным как «мокрое» сцепление. Это решение особенно популярно среди городских мотоциклов благодаря своим преимуществам. Масло помогает предотвращать перегрев дисков, защищает их от износа и обеспечивает более плавное сцепление. Благодаря этому сцепление служит дольше и обеспечивает более комфортное вождение.
Однако у мокрого сцепления есть и свои недостатки. Износ дисков приводит к образованию микрочастиц, которые могут засорять масляный фильтр и оставлять отложения на картере. Поэтому качество масла напрямую влияет на эффективность работы сцепления.

Понимание этих особенностей и своевременная замена сцепления помогут поддерживать ваш мотоцикл в отличном состоянии, обеспечивая безопасность и комфорт вождения.
При гонках предпочтение отдается мотоциклам с сухим сцеплением.  Скорость и мгновенность переключений передач – вот главные критерии успеха на трассе при участии в гонках, а не долговечность трансмиссии.  Интересно, что этот тип сцепления встречается и на некоторых моделях серийных мотоциклов, например, Ducati. Благодаря ему они приобретают узнаваемый звук, который легко отличить от других.По своему принципу работы сухое сцепление похоже на мокрое, но у него есть свои особенности. Оно быстрее нагревается и чувствительно к внешним воздействиям, таким как влага и грязь. Это сцепление требует более частого обслуживания и имеет меньше ресуров. Кроме того, его резкость при работе не подходит тем, кто привык к более плавному переключению передач на городских мотоциклах.

Тем не менее, сухое сцепление остаётся популярным среди энтузиастов и профессиональных гонщиков за его способность обеспечивать более прямую и эффективную передачу мощности, что особенно ценится в условиях высокой скорости и интенсивных манёвров.

Проскальзывает сцепление мотоцикла: что делать?

Если вы замечаете, что сцепление вашего байка буксует, это может быть признаком его износа.  Звуки в картере двигателя, вибрации и трудности при нажатии на рычаг сцепления могут указывать на возможные проблемы. Важно помнить, что такие признаки не всегда указывают на поломку и могут быть просто индивидуальными чертами определённой модели мотоцикла.
Если сцепление проскальзывает при переключении передач, это уже серьезный симптом. Когда переключать передачи становится сложно, а при полном газе обороты увеличиваются, но мотоцикл не ускоряется, это может свидетельствовать о проблемах со сцеплением.

Наиболее частые причины проскальзывания сцепления следующие:


    1.    Длительное нахождение на морозе для мотоцикла может обернуться неприятностями. Холод негативно сказывается на масле, оно теряет свои рабочие характеристики, а тормозные диски склеиваются друг с другом. Чтобы избежать этого, перед поездкой необходимо тщательно прогреть масло и несколько раз нажать и отпустить сцепление.  Важно помнить, что использование слишком густого масла в холодное время года может вызвать дополнительные проблемы. В случае частых повторений подобной ситуации, стоит рассмотреть замену моторного масла на более жидкое. Например, можно перейти с 15W-50 на 10W-40.
    2.    Некачественное масло: использование дешевого или поддельного моторного масла может привести к повреждению дисков. Срочно замените масло, желательно у официальных производителей, чтобы избежать дальнейших повреждений.
    3.    Проблемы с работой сцепления также могут быть вызваны неправильной его настройкой.  Возможно, трос сцепления затянут слишком сильно или наоборот, недостаточно.  Рекомендуется проверить и, если нужно, подкорректировать натяжение троса.
    4.    Если вы исключили проблемы с маслом и регулировкой, а проблема всё ещё не решена, стоит разобрать корзину сцепления.  Часто основой неполадок становится износ накладок фрикционных дисков, которые требуют замены.
    5.    С течением времени стальные пружины подвергаются износу, что приводит к снижению их упругости. В результате этого может возникнуть необходимость в замене таких пружин.
    6.    В большинстве ситуаций, механические проблемы не требуют вмешательства.

Однако, если произошел серьезный удар или правила использования были нарушены, возможно потребуется заменить диски из металла или всю корзину.
Регулярное техническое обслуживание и использование качественных материалов помогут избежать этих проблем и продлить срок службы сцепления.

Как поменять сцепление на мото?

Ремонт своими силами — неплохой способ удешевить обслуживание мотоцикла. Но помните, это задача не для начинающих: потребуется время, усидчивость и набор специализированного инструмента.  Лучше всего доверить эту процедуру квалифицированным мастерам в авторизованных центрах обслуживания. Также не забудьте про сервисный мануал — он станет незаменимым помощником при проверке норм износа элементов сцепления.

Инструкция по замене сцепления: как поменять самостоятельно?

  1. Начните с того, чтобы снять пластиковые панели, затем аккуратно демонтируйте крышку сцепления, которая может располагаться с правой или левой стороны, в зависимости от модели транспорта. Если тросик сцепления прикреплен к тому же боку, что и крышка, то первым делом отсоедините его.  Под крышкой вы обнаружите механизм сцепления.
  2. Далее открутите болты, удерживающие нажимные пружины. Если они в растянутом состоянии, их необходимо заменить. Затем снимите нажимной диск, чтобы добраться до остальных дисков. Важно запомнить последовательность установки дисков, так как в корзине также могут находиться диски разных размеров. За первым диском (который является фрикционным) установлены несколько маленьких шайб с пружиной, обеспечивающие мягкое соединение сцепления.  Их отсутствие приведет к неровной работе сцепления, поэтому важно правильно установить их обратно.
  3. Осмотрите все диски, чтобы определить, какие из них в изношенном состоянии и требуют замены. Обычно это диски, которые удобно приобретать и заменять комплектом (фрикционные). Стальные же можно очистить от налёта, но если они истончены или имеют следы износа, их также необходимо заменить.
    Чтобы демонтировать барабан сцепления, потребуется специализированный инструмент. 
  4. Перед снятием обязательно осмотрите барабан и корзину на наличие износа. Использование сцепления приводит к естественному износу не только его рабочих элементов, но и корзины, которая может быть повреждена появлением зазубрин. К сожалению, повреждённую корзину придётся заменить.
  5. После осмотра всех элементов можно приступить к сборке механизма в обратном порядке.
    Замена сцепления — задача не из простых, но, если всё делать аккуратно и внимательно следовать инструкции, вы сможете существенно сэкономить на ремонте и продлить срок службы вашего мотоцикла.
  6. Прежде чем собирать механизм сцепления, новые диски следует погрузить в моторное масло, которое вы собираетесь использовать в мотоцикле. Это позволяет улучшить смазку и предотвратить преждевременный износ.
  7. После того как диски пропитаются маслом, установите их в правильной последовательности.
  8. Затем поместите нажимной диск и и надежно зафиксируйте его, используя болты.
  9. Обратите внимание на прокладки, которые устанавливаются на первый и последний диски — их необходимо заменить на новые, они нужны для защиты диска от чрезмерного давления со стороны коробки передач.
  10. Когда устанавливаете сцепление, не забудьте проверить диаметр и длину пружин, а также моменту затяжки, который следует контролировать с помощью динамометрического ключа. Это поможет обеспечить правильное функционирование сцепления и избежать его преждевременного износа.
  11. После сборки закройте коробку, подключите и отрегулируйте натяжение троса так, чтобы оставить до 10-15 мм. Избыточный люфт в механизме сцепления приведет к его пробуксовке, что позволит мотоциклу ехать даже при полностью нажатой педали сцепления. В случае ограниченности свободной амплитуды движения, сцепление может заблокироваться даже после освобождения рычага управления, что вызовет пробуксовку.

Тщательная регулировка и соблюдение всех рекомендаций обеспечат корректную работу сцепления и комфортную езду.

Как продлить срок службы мотосцепления?

Чтобы сцепление служило максимально долго, обращайте внимание на ряд важных моментов. Важную роль в этом играет не только техническое состояние детали, но и манера езды её владельца.
Для бесперебойной работы вашего мотоцикла необходимо использовать качественное моторное масло. Не забудь следовать указаниям производителя относительно типа и вязкости смазочного материала. Лучше всего выбирать специализированные смазочные материалы для мотоциклов от таких производителей, как Motul, Eni или Repsol. Эти компании предлагают масла, разработанные специально для мотоциклов, которые обеспечивают лучшую защиту и смазку сцепления.

Помните о своевременной замене моторного масла и контролируйте его количество. В среднем, масло нужно обновлять каждые 6000 км или каждые 5 моточасов, если мотоцикл эксплуатируется в спортивном режиме. Несоблюдение этого графика может привести к износу фрикционных дисков и повреждению сцепления.

Чтобы сохранить коробку передач в хорошем состоянии и увеличить ее срок службы, не стоит долго ездить с нажатым сцеплением.  При переключении передач всегда полностью отпускайте рычаг сцепления, но не в случае наличия квикшифтера. Помните, что такие действия, как "жжение резины" для развлечения, также сокращают срок службы сцепления.  Соблюдение этих простых правил поможет вам надолго сохранить сцепление в отличном состоянии.

 

Рекомендуем ознакомиться с каталогом сцепления для мотоцикла на нашем сайте и выбрать нужные товары для Вашего мотоцикла.


Возврат к списку

Лучший подарок мотоциклисту