X

Выбери свою модель

Быстрый доступ к запасным частям

Шаг 01/04
27.06.2024

Руководство по настройке подвески мотоцикла

Настройка подвески вашего мотоцикла играет ключевую роль в обеспечении безопасности и повышении производительности. Этот процесс, хотя и кажется простым в теории, предполагая регулировку всего лишь шести основных параметров, на практике может занять значительное время. Вам потребуется тщательно изучить руководства и следовать советам экспертов, а также провести несколько тестовых поездок, чтобы добиться идеальной настройки. В нашем руководстве мы подробно объясним, как эффективно настроить подвеску мотоцикла, чтобы гарантировать стабильность и надежность во всех условиях езды.

На что обратить внимание при настройке подвески мотоцикла в первую очередь?

Основной элемент, требующий вашего внимания при регулировке подвески мотоцикла, — это предварительное натяжение пружин. Этот параметр определяется на основе степени проседания мотоцикла без нагрузки и с водителем. Важно знать, что глубина проседания связана с общим ходом подвески: для шоссейных моделей она должна быть в пределах 20–30% от полного хода. Без нагрузки проседание должно составлять 5–10% от хода подвески, что для спортивного мотоцикла с ходом подвески 120–130 мм означает 7–15 мм без нагрузки и 25–40 мм с водителем.

Для изменения предварительной загрузки пружин используются специальные регулировочные гайки, расположенные на важнейших элементах подвески. На передней вилке они находятся на верхней части стоек, а на заднем амортизаторе — у основания пружины. Для корректировки подвески потребуется шестигранный ключ, и рекомендуется использовать качественный инструмент, чтобы избежать проскальзывания и сохранить точность настроек.

Для корректной настройки подвески мотоцикла необходимо измерить уровень проседания в двух состояниях, которые в гоночном жаргоне именуются как "свободное проседание" (free sag) и "проседание с водителем" (driver sag). Первоначально мотоцикл следует разместить на ремонтной стойке или большом бетонном блоке для того, чтобы оба колеса висели в воздухе. Затем определите точку для измерения: сзади удобно использовать любую видимую часть кузова, а спереди — фару или нижний край ветровика.

Измерения следует проводить относительно оси колеса, а не шины, для обеспечения точности данных. После записи показаний, поставьте мотоцикл на землю и снова измерьте проседание — разница должна составлять от 7 до 15 мм для шоссейных мотоциклов. При выполнении третьего замера потребуется помощь ассистента, который будет проводить измерения и фиксировать результаты.

Для начала освободите подвеску, подняв мотоцикл так, чтобы колёса не касались земли. Затем аккуратно поставьте транспортное средство на землю и несколько раз энергично подпрыгните на нём, чтобы подвеска полностью сжалась. Удобно расположитесь в седле, убедитесь, что ноги стоят на подножках, и при необходимости удерживайтесь за стену, чтобы сохранить равновесие. Ваш помощник должен в этот момент замерить проседание и зафиксировать данные. Повторите процедуру трижды, каждый раз сначала поднимая мотоцикл, а потом опуская его. Это позволит учесть возможное трение в подвеске и в результате получить среднее значение из трёх попыток. Обратите внимание, что после установки оптимального предварительного натяжения пружин, изменять его не рекомендуется, чтобы избежать негативного влияния на управляемость мотоцикла.

Как сделать настройку точно?

После того как мы усвоили основы работы с пружинами, пришло время обратить внимание на амортизаторы — ключевые элементы подвески любого мотоцикла. Современные модели оснащены двумя видами регулировок демпфирования: для низкоскоростных и высокоскоростных режимов. Эти настройки контролируют не скорость движения мотоцикла, а скорость перемещения поршня внутри амортизатора. Низкоскоростное демпфирование актуально при ускорении, интенсивном торможении и маневрировании, в то время как высокоскоростное демпфирование смягчает удары от неровностей дорожного покрытия.

Настройка демпфирования обычно выполняется с помощью специальных ключей. Регулировочные гайки располагаются на одной и той же крышке: внутренняя отвечает за медленное демпфирование, внешняя — за быстрое. Настройки этих гаек не влияют друг на друга. Если ваша цель — увеличить стабильность за счет комфорта, следует затянуть внутреннюю гайку, отвечающую за низкоскоростное демпфирование. Для езды по неровным дорогам рекомендуется ослабить внешнюю гайку высокоскоростного демпфирования. Напротив, для гладких трасс и треков она должна быть затянута почти до предела.

Настройка демпфирования может показаться сложной задачей, но начать стоит с определения среднего положения. Если на регулировочных гайках нет отметок, их следует закрутить до упора, а затем ослаблять, отсчитывая щелчки. После того как подвеска будет настроена на самое мягкое положение, подсчитайте общее количество щелчков и установите гайки на половину этого значения. После тестовой поездки с такими настройками, важно зафиксировать свои впечатления, разделив их на плюсы и минусы. Это поможет выявить основные проблемы с текущими параметрами подвески.

Недостатки настройки могут проявляться по-разному, но обычно они связаны либо с чрезмерно жестким, либо с излишне мягким демпфированием. Если подвеска кажется слишком жесткой, следует ослабить гайку, отвечающую за низкоскоростное демпфирование. В случае слишком мягкой настройки — наоборот, её нужно затянуть.

Важно осознавать, что экстремальные настройки подвески, будь то слишком жесткие или слишком мягкие, могут быть вредными. Это связано с тем, что при таких настройках подвеска испытывает чрезмерные нагрузки, что приводит к ускоренному износу. К тому же, даже незначительное изменение жесткости пружин может привести к сбоям в работе подвесной системы. В таких случаях рекомендуется применять альтернативные методы регулировки.

Дополнительные способы настройки подвески

Иногда может случиться так, что вы не обнаружите регулировочные гайки, упомянутые в руководствах. В таком случае, стоит внимательно изучить инструкцию производителя, так как элементы регулировки могут быть расположены в неожиданных местах. Существуют также мотоциклы, где настройка подвески осуществляется совершенно иными методами, не предусматривающими использование гаек. Эти методы настройки приходят на помощь, когда стандартный диапазон настроек оказывается недостаточным, и оптимальная работа подвески достигается только в пределах крайних значений.

Основной акцент в настройке подвески делается на корректировке положения вилки в верхней части рамы, что позволяет добавить примерно 10–15 мм к ходу и отрегулировать высоту мотоцикла. Для заднего амортизатора используются специальные подкладки, доступные в магазинах мотозапчастей, которые помогают настроить углы наклона подвески, что кардинально меняет её характеристики и позволяет достичь оптимальных настроек. Также, для изменения углов и настройки амортизации возможно использование шайб под фиксаторами вилочных перьев.

Для адаптации подвески к индивидуальным параметрам водителя, например, если его вес существенно отличается от стандартного веса в 75 кг, который используют производители, можно заменить пружины на более подходящие. Это позволит изменить характеристики жёсткости подвески. Также, поведение мотоцикла может быть скорректировано за счёт использования масла другой вязкости в амортизаторах. Обычно мотоциклы настроены на работу с маслом вязкостью 2,5 или 5W.

Для увеличения жёсткости подвески необходимо использовать масло с более высоким индексом вязкости. Однако эксперты настоятельно не советуют использовать масло, вязкость которого отличается более чем на 2,5 единицы от рекомендованной, так как это может помешать достижению идеальных настроек подвески. Если нужно получить промежуточное значение вязкости, возможно смешивание масел, например, сочетание масел 5W и 10W в равных пропорциях даст в результате масло 7,5W. Важно помнить, что смешивать продукты разных производителей или новое масло с отработанным недопустимо, так как это может привести к непредсказуемому поведению подвески.

Настройка подвески для внедорожного мотоцикла

Настройка подвески для внедорожного мотоцикла требует внимания к множеству параметров. В таких мотоциклах регулировка сжатия и отбоя осуществляется через специальные регулировочные винты: сжатие обычно настраивается на верхней части вилки или моноамортизатора, а отбой — на нижней.

Настройка подвески мотоцикла зависит от типа местности, по которой вы планируете ездить. Если вы используете мотоцикл в основном на ровных дорогах или асфальте, а не на бездорожье, то лучше сделать подвеску более мягкой, уменьшив сжатие и увеличив отбой. Это поможет обеспечить стабильность и уменьшить вибрацию при маневрировании и торможении.

Начинающие мотоциклисты иногда допускают ошибку, ослабляя сжатие подвески, когда она слишком часто достигает предела и "пробивается". Однако это может привести к ухудшению управляемости, особенно при проезде по неровностям на высокой скорости, что может вызвать неожиданный скачок руля. Поэтому, если вы часто ездите по дорогам с препятствиями, рекомендуется увеличить жёсткость сжатия и немного ослабить отбой, чтобы достичь идеального сочетания комфорта и контроля над мотоциклом.

Настройка идеальных параметров подвески

Подгонка параметров подвески мотоцикла обычно происходит через экспериментирование и оценку уровня комфорта во время поездок. Это требует испытаний разнообразных конфигураций, оценки их влияния на управляемость и последующей корректировки на основе этих наблюдений. В случае, если модификации приводят к ухудшению производительности, целесообразно восстановить заводские настройки, как рекомендовано в инструкции. Для мотоциклов, особенно для старых или ограниченной серии, которые не имеют встроенной регулировки подвески, адаптация может быть достигнута путем замены компонентов подвески или использования масла с альтернативной вязкостью.

Рекомендуем ознакомиться с каталогом мотозапчастей на нашем сайте и выбрать нужные товары для Вашего мотоцикла.


Возврат к списку

Лучший подарок мотоциклисту