Целостность и эластичность мотошин зависит от многих факторов: ультрафиолет, чрезмерная влажность, перепады температуры, неправильное положение во время хранения. Под воздействием этих негативных влияний и происходит старение моторезины. К этому также добавляется естественный износ покрышек, который возникает во время эксплуатации.
Шины с повреждениями, неравномерным или предельным износом, следами деформации могут стать причиной серьезной аварии. Поэтому мотоциклисты уделяют особое внимание выбору резины. Ведь от ее качества и состояния зависит не только динамичность езды, но и безопасность на дороге.
В статье поговорим о сроках хранения и годности мотоциклетной резины, особенностях износа и факторах старения шин, а также осветим другие важные вопросы, о которых обязаны знать владельцы мототранспорта.
Период, на протяжении которого при соблюдении правил хранения и эксплуатации изделие сохраняет свои рабочие свойства, называется сроком хранения.
По закону РФ шины для мотоциклов, скутеров и мопедов должны иметь срок хранения не менее 5 лет. В течение этого периода при правильном складском хранении резина считается новой. По истечении срока покрышки остаются по-прежнему пригодными к эксплуатации.
У самих производителей отсутствуют такая техническая характеристика, как гарантийный срок хранения. Приняты следующие временные понятия:
Можно ли использовать старую резину при условии, что она не эксплуатировалась?
Старение резины определяется условиями хранения. Если изделие ранее не использовалось, значит, оно сохранило слой консервации. Это специальное покрытие, которое наносится на новые шины и истирается только после 100–300 км пробега.
Когда покрышка обкатана, слой консервации исчезает, и резиновое изделие начинает стареть.
При складском хранении (соблюдение влажности, температуры, отсутствие УФ-воздействия, правильное расположение) возраст шин не играет особой роли при покупке.
Ориентироваться необходимо на допустимую остаточную глубину протектора и состояние мотопокрышки.
Каждый завод-изготовитель устанавливает свой срок годности моторезины. В среднем период использования при правильной эксплуатации и соблюдения правил хранения составляет около десяти лет. По истечении этого срока покрышки меняют на новые.
Британские шинные компании советуют покупать шины в течение шести лет с даты изготовления. Срок эксплуатации составит 10 лет.
Некоторые компании рекомендуют покупать обувь для байка в течение пяти лет с даты производства. В этом случае срок службы также составит десять лет.
Но точный срок службы определить сложно. Износ может произойти намного раньше.
Старой считается резина с глубиной протектора менее 0,8 мм. Степень и скорость износа будут зависеть от интенсивности использования, условий эксплуатации резины.
Износ может произойти и во время неправильного хранения. Воздействие ультрафиолета, перепады температуры и несоблюдение уровня влажности приведут к растрескиванию резины, потере ее эластичности.
Также степень износа зависит от состава резиновой смеси. Твердая резина изнашивается медленней, мягкая — быстрее, но обеспечивает лучшее сцепление. Сегодня производители используют твердые смеси для центральной части покрышек, а мягкие — для плечевых зон.
Существуют признаки, по которым можно определить, что пора покупать новые покрышки на байк:
Резина рассчитана на удары определенной силы. Но даже с очень прочным изделием может случиться авария. На пробой указывает резкое падение давление. Шина начинает спускаться. В этом случае обратитесь на шиномонтаж, специалист точно определит, поврежден ли внутренний слой.
Производители ставят на покрышках индикаторы износа: стрелочки, маленькие перемычки, рисунки. Обычно индикаторы располагают в главных канавках. Если поверхность протектора сравнялась с этими перемычками, значит, резина достигла предельно допустимого уровня в 1 мм. Рекомендуется проводить замену до того момента, пока протектор не достигнет 0,8 мм.
Даже редко или вовсе не используемые шины могут иметь признаки старения. На износ влияют условия эксплуатации и хранения, стиль езды, регулярность технического обслуживания.
Признаки старой резины на мотоцикле: трещины в центральной и боковой части, деформации в плечевых зонах. И если изделия эксплуатируются на протяжении пяти лет, их рекомендуется каждый год проверять на шиномонтаже.
Встречаются ситуации, когда покрышкам не менее 10 лет и визуально они выглядят хорошо, протектор не достиг уровня износа. Производители рекомендуют заменить такую резину во избежание негативных последствий.
Тротуарные бордюры, ямы, выбоины, «лежачие полицейские», острые камни могут привести к появлению порезов и грыж. В некоторых случаях поврежденную покрышку можно отремонтировать. Но нередки ситуации, когда обувь для байка придется заменить:
Только специалист определит, подлежит она ремонту или нет.
Колеса могут сильнее изнашиваться в боковых частях или по центру. Причиной неравномерного износа шин мотоцикла может быть низкое давление, неисправность трансмиссии и амортизаторов, плохая балансировка.
Покрышки покупают в соответствии с рекомендациями производителя. Также необходимо учитывать радиальность и одинаковый рисунок протектора для переднего/заднего колеса.
Владельцы мотоциклов определяют пять факторов, которые влияют на срок эксплуатации резины:
В соответствии с российским законодательством минимально допустимая высота протектора моторезины составляет 0,8 мм. Но агрессивная манера вождения (дрифт, резкие торможения, экстремальные разгоны) приводит к быстрому сокращению глубины протекторного рисунка.
Особенно негативное влияние оказывают на протектор резкие вхождения в повороты и рывки с места на шинах без обкатки или на непрогретой резине.
Любые ДТП и падения с мотоцикла приводят к повреждению покрышек. Даже мелкая авария влияет на структуру резины: появляются микротрещины, в которые попадает грязь, битум, реагенты, разрушающие шины. Микротрещины появляются и в результате ударов о бордюрный камень, попадания колес в ямы.
Рекомендуется сразу же заменить покрышки после более-менее серьезного дорожно-транспортного происшествия. Поврежденные мотошины теряют свои рабочие качества, что приводит к снижению уровня безопасности.
Идеальная ситуация для использования мотоциклетной резины — сухой гладкий асфальт. Но в процессе езды приходится сталкиваться с дорогами худшего качества: мелкая гравийка, недавно нанесенное «бронированное» покрытие, выбоины и бугры, которые появляются после зимы или от корней деревьев, проселочные дороги.
При взаимодействии с некачественным дорожным покрытием на поверхности шин появляется множество микротрещин, возможны проколы и грыжи.
Нельзя пренебрегать правилами эксплуатации мотопокрышек. Необходимо периодически проверять их состояние и поддерживать оптимальное давление, рекомендуемое производителем.
Немаловажно правильно обкатывать новые мотошины. При производстве изготовители покрывают резину специальным составом, который влияет на эластичность изделия. Новая покрышка выглядит гладкой и глянцево-черной.
Для получения идеального сцепления с дорогой новые шины обкатывают. Мотоциклисту необходимо проехать минимум 100–150 км, чтобы добиться матовости шин и хороших сцепных свойств. Во время обкатки следует придерживаться спокойной манеры вождения на умеренных скоростях.
Если игнорировать эти рекомендации, протектор быстро износится даже на премиальном продукте.
Зимой мотоцикл консервируют до следующего сезона. Чтобы правильно хранить шины, необходимо:
Снять колеса с байка. Подвесить колеса на уровне доступа к ним. Выбрать для хранения сухое помещение, где поддерживается постоянная положительная температура не выше +25 градусов. Необходимо следить, чтобы не возникало температурных перепадов.
Во время хранения на шины не должны попадать прямые солнечные лучи и оказываться нагрузка.
На форумах можно найти множество советов, как ухаживать за покрышками. Мы выбрали основные рекомендации, которые помогут продлить срок службы резины и обеспечить безопасность на дорогах:
Первый признак недокаченности — неравномерный износ протектора, особенно выраженный в плечевых зонах. Признак перекаченности — более тяжелое движение, снижение амортизации.
Делимся полезной информацией с сайта inwheel.ru.