X

Выбери свою модель

Быстрый доступ к запасным частям

Шаг 01/04
05.11.2022

Как выбрать мото аккумулятор?

Рынок аккумуляторов переполнен различными моделями, что часто ставит владельцев мототехники в тупик. Необходимо выбрать АКБ, который обеспечил бы нужную мощность для запуска двигателя и работу электрики, а также отличался стойкостью к низким температурам, долговечностью.

При выборе учитывают мощность, полярность, размеры и другие характеристики. В статье поговорим, как выбрать мото аккумулятор, о чем нужно помнить, как правильно обслуживать и заряжать батарею.

Виды аккумуляторов для мотоциклов

В зависимости от того, в каком состоянии используется электролит, производители предлагают следующие виды АКБ:

  1. Свинцово-кислотные

Самый простой вид кислотных аккумуляторов — свинцово-кислотные. Они имеют простую конструкцию, надежны в эксплуатации. Здесь используются свинцовые пластины, которые заливают жидким электролитом. При этом свинцовые АКБ для мототехники часто реализуются в сухозаряженном состоянии.

Плюсы:

  1. низкая цена;
  2. стабильная мощность пускового тока.

Минусы:

  1. АКБ требует обслуживания: потребуется периодически контролировать уровень электролита и доливать его.
  2. Кислотные батареи неустойчивы к глубоким разрядам. Такой агрегат требует периодической подзарядки. Если пренебрегать этим правилом, произойдет сульфатация пластин и мото аккумулятор проработает меньше заявленного срока или полностью выйдет из строя.
  3. АКБ с жидким электролитом нельзя наклонять и ставить под углом. Такую конструкцию запрещено герметизировать, т. к. батарея выделяет газ.

Современные свинцово-кислотные батареи отличаются малым содержанием сурьмы. В состав пластин некоторых разновидностей аккумуляторов также входит кальций Ca/Ca.

Срок службы обычного кислотного АКБ составляет от 3 до 5 лет в зависимости от качества, условий эксплуатации и обслуживания.

  1. AGM

В аккумуляторах типа AGM электролит находится в связанном состоянии. В конструкции используется специальный абсорбирующий слой стекловаты, расположенный между пластинами. Стекловата пропитывается электролитом, что позволяет уменьшить концентрацию жидкости, находящейся в связанном состоянии, и увеличить концентрацию кислоты, из-за чего растет мощность выдачи пускового тока.

AGM также относится к категории кислотных батарей, но имеет следующие преимущества:

  1. Не нужно обслуживать.
  2. Стойкость к процессам сульфатации.
  3. Устойчивость к воздействию минусовых температур.
  4. Высокие показатели тока холодной прокрутки.
  5. Устойчивость к глубокому разряду.

Качественная AGM-батарея выдерживает до 700 циклов разряд-заряд.

Из минусов:

  1. AGM-аккумуляторы чувствительны к перепадам напряжения.
  2. Для подзарядки требуется высококачественное надежное зарядное устройство.

Срок службы такого аккумулятора составляет 5–7 лет. Модели премиального сегмента при правильном обслуживании способны работать до 10 лет.

  1. Гелевые (GEL)

Гелевые аккумуляторные батареи отличаются самым длительным сроком эксплуатации — до 12 лет. В агрегатах этого типа электролит находится в гелеобразном состоянии, что позволяет устанавливать батарею даже под углом.

Плюсы GEL-аккумуляторов:

  1. Эксплуатация происходит без обслуживания.
  2. Электролит не замерзает на морозе.
  3. При повреждении корпуса гель не вытекает, что увеличивает безопасность использования такой батареи.
  4. Стойкость к многократным циклам разряд-заряд — до 800–900 циклов.
  5. Стойкость к воздействию вибраций.
  6. Стойкость к глубоким разрядам.
  7. Широкий диапазон рабочих температур — от –60 до +50 градусов.

На что обратить внимание:

  1. Высокая стоимость.
  2. Заряжать GEL-батареи можно только на малых токах.
  3. Для зарядки используется специальное зарядное устройство.

В отдельную категорию входят литий-ионные аккумуляторы. Этот вид агрегатов способен выдавать мощный пусковой ток до самого глубокого разряда. Из преимуществ также: компактные размеры и небольшой вес, способность выдавать высокие токи. Из минусов: небольшая емкость, быстрый разряд при минусовой температуре, высокая цена.

Основные характеристики аккумуляторных батарей

Чтобы не ошибиться с подбором АКБ для мототехники, необходимо разбираться в технических характеристиках:

  1. Емкость

Параметр измеряется в Ампер-часах (А·ч) и указывает на способность агрегата выдавать определенную мощность в течение 1 часа. Если на маркировке указано 20 А·ч, значит, батарея в течение часа может выдать ток в 20 А.

Чем больше объем ДВС мотоцикла или квадроцикла, тем выше должна быть емкость. Здесь необходимо ориентироваться на рекомендации производителя, который указывает емкость для каждой конкретной модели техники.

Если емкость будет меньше рекомендованной производителем, двигатель может не запуститься.

  1. Ток холодного запуска

Параметр указывает на способность батареи выдавать максимальный ток, объема которого хватило бы для запуска электростартера при минусовой температуре. Время подачи тока — в течение полуминуты.

В маркировке этот параметр обозначается аббревиатурой ССА.

  1. Напряжение

На мототехнику преимущественно устанавливают АКБ напряжением в 12 В. На малокубатурной технике (скутеры, мотороллеры) устанавливают агрегаты напряжением в 6 В.

  1. Размеры

Агрегат должен подходить под размеры площадки, куда будет установлен. Если габариты совпадают, аккумулятор станет ровно. Поэтому необходимо заранее узнать величину этого параметра, которую указывают в инструкции по эксплуатации мототехники и на корпусе старой батареи.

  1. Клеммы и полярность

Чтобы правильно подобрать тип клемм, ориентируются на указанный производителем типоразмер.

При подборе полярности учитывают расположение плюсовой и минусовой клеммы. Если плюс расположен справа — обратная, слева — прямая.

  1. Корпус

В производстве корпусов преимущественно применяют ударопрочный пластик. Основное требование к корпусу — герметичность. Оборудование должно быть защищено от механических воздействий, вибраций, опрокидывания.

Причины неисправной работы аккумуляторных батарей

Неисправная работа может быть вызвана неправильной эксплуатацией, несвоевременным обслуживанием и заводским браком. Выделяют три основные неисправности аккумуляторной батареи:

  1. Сульфатация. Этот химический процесс возникает из-за недозаряда, частой разрядки и неправильного хранения в зимний период. Чтобы избежать такой проблемы, необходимо своевременно заряжать и обслуживать батарею. Если АКБ консервируется на зиму, его снимают, предварительно заряжают и хранят в сухом прохладном месте.

    Перезаряд также пагубно влияет на работу агрегата, нередко приводит к разложению электролита.

    При сульфатации резко уменьшается емкость батареи, снижается объем отдачи тока.

  2. Короткое замыкание. Эта негативная ситуация возникает при неправильном подключении клемм, что сопровождается закорачиванием пластин. В результате деформируются внутренние компоненты конструкции, батарея становится непригодной к эксплуатации.

  3. Разрушение пластин. Причина этой неисправности — механическое повреждение АКБ, нарушение герметичности корпуса, падение. В рабочих отсеках появляются трещины, что приводит к потере электролита. Пластины начинают разбухать, агрегат приходит в негодность.

Чтобы проверить рабочие параметры аккумулятора, необходимо воспользоваться мультиметром на 20V DC. Черный щуп прибора подключают к минусовой клемме, а красный — к плюсовой. Если батарея в рабочем состоянии, прибор покажет напряжение от 12,5 до 12,9 В.

Если показатель ниже 12,5 В — батарея недозаряжена. Если напряжение выше 12,9 В — агрегат успел подзарядиться и еще не остыл. В этом случае необходимо подождать, пока АКБ остынет, и повторить измерение.

После этих манипуляций запускают двигатель и раскручивают его до 4000 оборотов в минуту. Если мультиметр выдает показатели от 13,5 до 14,5 В, то за аккумулятор не стоит волноваться, он исправен и работает нормально.

Опытные мотоциклисты советуют 2–3 часа покататься за городом. После поездки батарея должна остыть в течение часа. Затем АКБ необходимо поставить на зарядку и проследить, сколько она сможет взять заряда. Если принимает много, то есть проблема — недозарядка.

Срок службы мотоциклетных аккумуляторов

Срок службы оборудования зависит от его вида, условий эксплуатации, бренда.

Кислотная батарея в среднем прослужит около четырех лет. AGM можно эксплуатировать примерно в 2 раза дольше. GEL — самый долговечный АКБ, может прослужить 10–12 лет.

Даже при регулярном обслуживании аккумулятор медленно теряет свою емкость.

Как обслуживать аккумуляторную батарею?

Чтобы продлить срок эксплуатации АКБ, требуется качественное и своевременное обслуживание:

  1. Рекомендуется перед поездками проверять работу электрической цепи. Короткое замыкание и другие аварийные ситуации приводят к увеличению нагрузки на аккумулятор. Чем выше нагрузка, тем быстрее запустится процесс сульфатации.
  2. Необходимо следить за чистотой и герметичностью батареи. Если в электролит попадает металлическая стружка или грязь, происходит быстрый разряд. В таких случаях потребуется подзарядка через каждые 2–3 дня.
    При обнаружении трещины или скола на корпусе аккумулятор необходимо заменить на новый. Такие повреждения приводят к утечке электролита. В GEL-батареях допустима замена корпуса.
  3. Глубокий разряд — главная опасность для батареи. После поездки необходимо отключить силовую установку. Также следует проводить регулярные проверки электросети мотоцикла и напряжения на клеммах. При использовании кислотных АКБ с жидким электролитом необходимо контролировать его уровень.
  4. Если установлена самая простая кислотная батарея, опытные пользователи рекомендуют 1 раз в год промывать корпус. Для этого выливают электролит и наливают дистиллят, проводят очистку от грязи.
  5. Для очистки клемм от окиси используют обычную наждачную бумагу. Она не только снимает окисление, но и способствует улучшению контакта.
  6. Необходимо также приобрести мультиметр, который позволит замерять напряжения и определять утечку тока.

Особое внимание уделяют хранению аккумуляторов. Российский климат не позволяет круглогодично пользоваться мототранспортом. Поэтому владельцы мотоциклов по окончании сезона ставят технику в гараж, сняв АКБ. Чтобы хранить батарею правильно, придерживаются следующего алгоритма:

  1. Перед «консервацией» аккумулятор подзаряжают и оставляют в сухом месте. Температура хранения должна быть комнатной. На морозе электролит замерзнет, что приведет к разряду.
  2. Клеммы очищают от окиси.
  3. На корпус не должна попадать вода и грязь.
  4. Перед началом сезона проводится зарядка.
Важно. Аккумулятор не должен на длительное время оставаться разряженным.

При низкой температуре хранения агрегат разряжается за день более чем на 1%. Решить проблему можно подключением автоматического з/у или периодической ручной подзарядкой.

Как правильно зарядить аккумулятор?

Для зарядки мотоциклетных АКБ выпускают специальные зарядные устройства. Но что делать, если под рукой такого не оказалось, можно ли использовать автомобильную зарядку? Существует два мнения:

  1. Нельзя. Допускается подключение только к специальному з/у. Аргумент в пользу рекомендаций производителя.
  2. Можно. Хотя автомобильные зарядки рассчитаны на более мощные аккумуляторы, их часто используют для подзарядки мотоциклетных. Но з/у должно быть качественным, а схема отслеживания заряда должна показывать, зарядился ли АКБ.

Когда мото аккумулятор подключен к бортовой сети, он берет из нее только определенное количество тока. При этом на сам агрегат подается напряжение намного выше, чем выходное значение. Этот же процесс наблюдается и при подключении к автомобильной зарядке.

Важно. Если для зарядки было выбрано мощное устройство и батарея подключена к мотоциклу, нужно снять положительную клемму с АКБ. Такая процедура проводится для того, чтобы бортсеть смогла правильно реагировать на импульсы амплитудой в 20 В.

Особенности зарядки:

  1. Простое по принципу работы зарядное устройство подает электроток на мото аккумулятор. Это делается до тех пор, пока напряжение не достигнет допустимого максимума. После чего прибор отключается. В таком режиме батарея не может полностью зарядиться. Чтобы избежать ситуации недозаряда, выжидают 30–60 минут после выключения и снова начинают зарядку до полного заряда.
  2. Дорогие и более сложные з/у работают по определенным алгоритмам. Они не приводят к «закипанию» электролита, следят за уровнем напряжения. После 30 минут работы з/у оценивает параметры напряжения, отключается еще на полчаса и снова включается в работу. По такому принципу работают многие зарядные устройства. Встречаются варианты, которые включаются напрямую в сеть 220 В или могут работать от прикуривателя.
Важно. Во время зарядки необходимо соблюдать технику безопасности. Запрещено курить в помещении, оставлять мото аккумулятор рядом с отопительными приборами или открытым пламенем. Комната, в которой происходит подзарядка, должна хорошо проветриваться

Лучшие аккумуляторы для мото: популярные производители

Лучшими считаются гелевые мотобатареи. Они выдерживают сильные вибрации, не боятся наклона положения, выдают большие токи и отличаются долговечностью.

Бюджетный вариант — это кислотные малосурьмянистые и AGM-батареи. Первые привлекают низкой ценой и простотой конструкции. Вторые отличаются надежностью, стойкостью к разрядам и долгим сроком службы.

Выбор зависит только от запланированного бюджета, технических параметров и рекомендаций, установленных производителем.

Популярностью пользуются бренды Exide, Banner, Varta, Delta, Bosch, Yuasa и другие торговые марки. Продукция этих производителей отличается надежной и стабильной работой на протяжении всего срока эксплуатации. Средняя стоимость агрегатов — от 3500 р. Цена за модели премиального сегмента начинается от 10000–13000 р.

Покупать аккумуляторы следует только у проверенных продавцов, которые готовы предоставить сертификаты, подтверждающие качество и безопасность товара. Также продавец обязан предоставить официальную гарантию производителя. На мото аккумуляторы она составляет от 12 до 48 месяцев.

Делимся полезной информацией с сайта inwheel.ru.


Возврат к списку

Лучший подарок мотоциклисту