Качественное и своевременное обслуживание мотоцикла — гарантия его надежной и долговечной работы. Чтобы узлы и детали двигателя работали исправно, необходимо правильно подобрать моторное масло.
В статье поговорим о выборе масел для мото, их технических характеристиках, видах, общих требованиях и особенностях замены.
Основу технического масла для мотоциклетного мотора составляет базовое сырье. В состав также входят специальные добавки и присадки, которые формируют особую композицию, влияющую на свойства конечного продукта.
В качестве базового компонента может использоваться минеральное масло, синтетика и полусинтетика. Каждый вид обладает своими особенностями и преимуществами, подходит для определенных двигателей.
Самая дешевая категория технических жидкостей. Основу составляет минеральный очищенный продукт нефтепереработки. В составе допускается наличие присадок и до 20% синтезированных компонентов.
Качество «минералки» зависит от способа очистки нефтяного сырья и добавок.
На что обратить внимание при покупке: такое масло окисляется, быстро испаряется, обладает переменной вязкостью и не может похвастаться стабильностью температуры.
Несмотря на минусы, минеральное масло необходимо использовать, если его рекомендует производитель. Такие жидкости применяют и для V-образных двигателей.
Основу синтетики составляют компоненты, полученные путем органического синтеза. Это могут быть разнообразные продукты синтезированных соединений углерода и водорода.
Процент синтезированных продуктов в таких маслах превышает 60%. Процентное соотношение присадок будет зависеть от класса продукта и его рыночной цены.
К преимуществам синтетики относят:
Синтетика позволяет легко запустить мотор даже в минусовую температуру.
Основу полусинтетики составляют синтетические продукты. Их количество в процентах может составлять до 50%. В состав также входит минеральное сырье.
Полусинтетическое масло показывает стабильную работу как при низких, так и при высоких температурах. Техническая жидкость обеспечивает отличную защиту двигателя от перегрева, ржавления и других негативных процессов.
Полусинтетика обойдется в несколько раз дешевле синтетики, но дороже минерального масла.
Лучшее масло для мотоцикла не то, у которого известный производитель или высокая цена. Только его рабочие свойства имеют значение. К моторным техническим жидкостям предъявляются следующие требования:
Масло защищает детали и узлы ДВС от образования коррозии, трения, воздействия кислот и эффективно отводит тепло, что препятствует перегреву мотора.
Высококачественный продукт должен сохранять оптимальную вязкость как при минусовых, так и при плюсовых температурах
Для ответа на этот вопрос попробуем разобраться, в чем отличие мотоциклетного масла от автомобильного.
Масло, которое произведено только для мототехники, не содержит антифрикционных присадок. Это делается для того, чтобы не проскальзывало мокрое сцепление.
Если сцепление мотоцикла находится в масляной ванне, при использовании автомобильного масла возникает пробуксовка.
Техническая жидкость для авто обладает более высокими смазочными свойствами и не повлияет на поршневой блок и коробку передач.
Если в мототехнике используется сухое сцепление, то допускается применение автомобильной смазки. В этом случае автомобильное масло используют для мотоциклов с двухтактным ДВС. Но смазка не должна попадать на сцепление.
Если мототехника оснащена четырехтактным ДВС, допускается применение только качественного машинного масла высокой вязкости.
Важно. У мотоциклов интервал замены масла короче, чем у авто. Не стоит пренебрегать рекомендациями производителя и превышать указанный срок.
Если выбирать приходится между синтетикой и полусинтетикой, ориентируйтесь на рекомендации производителя. Но не всегда компании указывают, какое масло заливать. Тогда на помощь приходит подбор по фильтрам в интернет-магазине и опытные консультанты.
В среде мотоциклистов существует правило: для новой техники нужно лить синтетику, для мото с большим пробегом — полусинтетику.
Существует три классификации масел для мотоциклов:
В соответствии с SAE масла делятся на три группы: летние, зимние, всесезонные.
Для мотоциклов зимние смазочные материалы не используются, но эта категория технических жидкостей встречается на рынке. Маркируется буквой W (W40, W30). Число после буквенного обозначения указывает на уровень вязкости.
Летние смазочные материалы также не пользуются популярностью, но имеются в продаже. Такие масла имеют числовое обозначение: SAE 20–40 единиц. Если количество единиц выше, такие жидкости предназначены для трансмиссий, а не ДВС.
Всесезонные масла — самая распространенная группа смазочных материалов, которые обеспечивают нормальный запуск и эксплуатацию ДВС при разной температуре окружающей среды. Эта категория обозначается так: SAE 10W40, 10W50, 15W60.
Аббревиатура SAE указывает на всесезонность смазки. Числа 5, 10, 15 и 20 — температура, ниже которой масло начинает застывать. W — смазочный материал может использоваться зимой. Числа после W обозначают степень вязкости продукта.
Показатель вязкости меняется в зависимости от температуры эксплуатации мотоцикла. Чтобы непрогретый двигатель смог завестись, степень вязкости должна быть достаточно низкой для обеспечения нормального вращения коленвала и легкой подачи масла в узлы ДВС.
Если мотор эксплуатируется в тяжелых условиях, коэффициент вязкости должен быть высоким. Только так смазочный материал сможет создать прочную защитную пленку на соприкасающихся деталях.
Смазочные материалы 5W40, 10W30, 10W40 относятся к группе достаточно текучих масел. Они подойдут для мототехники, которая эксплуатируется не только летом.
Масла 10W60, 15W50 относятся к группе очень вязких жидкостей и подойдут для спортивных мотоциклов и тяжелых чопперов.
Моторные масла для мотоциклов обладают и другими техническими характеристиками:
Параметр указывает, что в масло добавлены компоненты, которые способны легко вскипеть, обгореть и улетучиться.
От температуры вспышки зависит качество и испаряемость смазки, а значит и срок ее использования. Качественная продукция имеет температуру вспышки от 210 до 225 градусов.
Низкокачественные смазочные материалы с низким коэффициентом вязкости будут «выкипать» быстрее. Пользователю придется постоянно доливать масло, которое не справиться с очищением ДВС, защитой от перегрева и трения.
Параметр указывает на подвижность масла. При определенных температурных условиях происходит повышение вязкости продукта, из которого выделяется парафин. В результате состав затвердевает и теряет свои рабочие свойства.
В процессе работы двигателя образуются кислоты. Задача смазочного масла — нейтрализовать образующиеся побочные компоненты.
У бензиновых моторов значение щелочного числа находится в пределах от 8 до 9 единиц.
Смазочный материал с течением времени теряет свои защитные свойства и уже не может нейтрализовать образующиеся кислоты. В результате узлы двигателя загрязняются и ржавеют. Поэтому важно своевременно менять технические жидкости и учитывать рекомендации производителей.
Двухтактными двигателями оснащают кроссовые мотоциклы, малокубатурные байки до 125 кубов, скутеры и мототехнику отечественного производителя.
В такие ДВС заливают как дорогую синтетику, так и дешевые составы. Выбор зависит от рекомендаций производителя, условий эксплуатации техники и года выпуска.
Главная особенность двухтактников — это использование бензо-масляной смеси. В этом случае такая смесь сгорает вместе с топливом. Поэтому смазочный материал должен быть устойчивым к образованию твердых отложений и большого количества дыма, который образуется во время сгорания.
Масла для двухтактников делятся на следующие категории:
В Японии принята отдельная классификация масел для двухтактных моторов:
Важно. Если в двухтактник залить масло для четырехтактника, топливная смесь не прогорит до конца, появится сильный нагар. Ресурса мотора хватит максимум на 100 км пути.
Четырехтактными моторами оснащают современные модели мотоциклов, которые отличаются высокой мощностью. Такая техника прихотлива в эксплуатации и не потерпит применения дешевого смазочного материала.
Главная особенность четырехтактников — наличие системы масляного и воздушного охлаждения. В таких ДВС смазка узлов трансмиссии осуществляется в картере двигателя.
К маслу для 4-тактных моторов предъявляют особые требования:
Поменять масло можно как в сервис-центре, так и самостоятельно. Те, кто выбирает второй вариант, могут прилично сэкономить. Но необходимо придерживаться определенного алгоритма, чтобы исключить ошибки и обеспечить транспорту качественное обслуживание.
Для промывки применяют жидкость, которая очищает мотор от старой смеси. Некоторые виды промывочных жидкостей используют только после полного слива масла.
Чаще пользователи выбирают очистители быстрого действия. Для них не нужно сливать отработанную смесь. Очиститель заливают прямо в старую смазку, включают мотор на 20 минут. После сливают жидкость. ДВС должен «отдохнуть» некоторое время.
Чтобы поменять моторную техническую жидкость, вам понадобится:
В какой последовательности выполнять замену:
Если вы не уверены в своих силах, обратитесь за помощью в СТО или на станцию замены масел. Специалисты помогут подобрать масло и фильтр.