06.04.2015

Мотоэлектрика. Современные аккумуляторы



Уже достаточно давно компания Yuasa Battery выпускает необслуживаемые АКБ, изготовленные по технологии VRLA (клапанно-регулируемая с кислотным электролитом). Их особенность – усовершенствованная система рекомбинации газов. Эти батареи особенно хороши для сезонной техники, работающей в экстримальных условиях: квадроциклов, мотоциклов, снегоходов, аквабайков. Распространено заблуждение, что они гелевые – это не так! Гель при низких температурах меняет свойства, и АКБ не может выдать достаточный ток для стартера, потому гель и не применяют в авто и мото аккумуляторах.
В действительности, благодаря технологии AGM (Absorber Glass Mat) каждая пластина упакована в мешочек из материала, подобного стекловолокну, пропитанный электролитом.
В эти аккумуляторы не нужно доливать дистиллированную воду, и не нужно контролировать плотность электролита. Электролит необходимой плотности заливают в АКБ перед установкой на мотоцикл – и больше вскрывать банки не понадобится. В его состав входят специальные компоненты, предотвращающие сульфатацию и преждевременное осыпание пластин-электродов.

Аккумуляторам этого типа свойственнен минимальный саморазряд. Пластины представляют собой сетку из сплава свинца с кальцием. Ячейки сетки заполнены заряженной активной массой. Саморазряд минимизируется именно благодаря содержанию кальция в сетке. Кроме того, конструкция такого аккумулятора заставляет выделяющийся при работе газ преобразоваться внутри корпуса. В результате, если за месяц хранения обычный аккумулятор теряет треть заряда, то АКБ серии VRLA – менее 10%.

АКБ серии VRLA максимально безопасны. В корпус батареи встроен предохранительный клапан. Если при электроперегрузке электролит «вскипит» и давление в аккумуляторе резко возрастёт, клапан спасёт корпус – откроется и стравит избыточный газ. Предусмотрена защита АКБ и на случай пожара.
Габариты меньше. Корпуса этих необслуживаемых батарей компактны по двум причинам. Прежде всего, благодаря герметичной конструкции. В самом деле, если электролит заливается только однажды, зачем аккумулятору уйма пробок? Вот и заменили их одной уплотнительной заглушкой. Вытяжные трубки герметичному корпусу тоже ни к чему: раз электролит не выкипает, то и объём его можно сократить – вот и возможность уменьшить габариты.
Но у тех, кто хоть раз заряжал обычный аккумулятор, возникает вопрос: как может быть так, чтобы газы не выделялись? Ведь как раньше учили: заряжать нужно до тех пор, пока не забурлит – значит, бурлить должно! Что же, давайте разберёмся.

Принцип АКБ – это коробка со свинцовыми пластинами: половина с положительным зарядом, другая половина – с отрицательным. Они погружены в электролит, в котором происходят электрохимические процессы при зарядке и разрядке батареи. При разряде серная кислота из электролита вступает в реакцию со свинцовыми пластинами, превращая их в сульфат свинца. При заряде этот процесс «идёт вспять». И газам здесь взяться вроде бы неоткуда. Но когда при зарядке свинцово-кислотная реакция закончится, электрическому току ничего не останется (вспоминайте школьный курс химии) как разлагать воду на кислород и водород. И электролит начинает бурлить. Кстати, выделяющуюся смесь газов не зря называют гремучим газом – она взрывается от малейшей искры! Вода разлагается, в итоге приходится доливать новую… Как же изобретатели технологии VRLA избавились от такой напасти? Очень просто! В этих аккумуляторах отрицательные пластины никогда не заряжаются полностью, и процесс не может завершиться! Значит и водород не может выделиться. А кислород, по технологии «рекомбинации газа», связывается активным веществом. За счет чего? А вот это секрет фирмы Yuasa.

мото АКБ Maintenance Free

Введение в эксплуатацию. Активируйте новый аккумулятор так:
1. Поставьте батарею на горизонтальную поверхность и удалите защитную фольгу с заливных отверстий.
2. Снимите пластиковую крышку с кассеты ампул с электролитом, но не выбрасывайте – она понадобится позже в качестве герметизирующей крышки АКБ. Пломбы из фольги на горлышках ампул удалять не нужно.
3. Переверните блок ампул с электролитом запечатанными концами ячеек вниз, приложите вплотную к заливным отверстиям аккумулятора и надавите, чтобы прорвать пломбы. После того, как электролит полностью перетечет, дайте аккумулятору постоять, чтобы электролит впитался в пластины. Для батарей ёмкостью 3-9 А/ч достаточно 30минут, если же их ёмкость больше 12 А/ч ждите один час.
4. Когда аккумулятор отстоялся, он уже заряжен приблизительно на 70%. Установите ранее снятую с кассеты с электролитом пластиковую крышку и надавите на неё обеими руками, чтобы герметизировать корпус. Нажимайте сильно, но равномерно и плавно. Стучать по полоске нельзя!
5. Установите на мотоцикл. По завершению 30-и минутной поездки, зарядка достигнет 100%, то-есть напряжение на клеммах АКБ составит не менее 12,8 В. Если Вы не намерены немедленно отправляться в путь, то батарею следует дозарядить с помощью специализированных зарядных устройств.

Условия хранения. Не забывайте, что АКБ серии VRLA, хоть и медленно, но разряжаются при простое. Чрезмерный разряд может повредить им (как, впрочем и любым другим кислотным батареям). Храните их в прохладном месте и подзаряжайте раз в 2-3 месяца. Но перезаряд не менее опасен: пластины могут деформироваться и аккумулятор погибнет! Тщательно следите за временем заряда или (в идеале) используйте автоматическое зарядное устройство. Ни когда и ни под каким предлогом не распечатывайте батарею – она потеряет свою «необслуживаемость» и её ёмкость станет очень быстро снижаться!
Проверка работоспособности. О степени заряженности необслуживаемых батарей узнают не по плотности электролита, а по напряжению на клеммах, когда мотоцикл постоит хотя бы полчаса после поездки. При 12В на клеммах ёмкость АКБ составляет 30% от наминала. Значит, АКБ нужно срочно зарядить. Ток зарядки должен составлять примерно 1/10 от ёмкости. Наблюдайте за током в течении 3-5мин. Если через 5 минут ток не достигнет номинала, это означает, что батарея своё отработала – пора её заменить. Степень заряженности контролируйте (на отключенном аккумуляторе) по напряжению на клеммах, но выждав некоторое время после отключения. Напряжение на клеммах стабилизируется приблизительно через полчаса. При показании вольтметра 12,8В – аккумулятор зарядился. Меньше – пусть продолжается зарядка. Если же напряжение не желает подниматься выше 12В, замените АКБ. Время от времени щупайте корпус: когда батарея сильно нагреется (слегка тёплая на ощупь – это нормально), немедленно отключите зарядное устройство и дайте ей остыть в течении нескольких часов. А затем проверьте, правильно ли выставлен ток и продолжайте зарядку.

При соблюдении этих нехитрых правил – АКБ Yuasa будет долго служить вам верой и правдой и никогда не заставит горевать в одиночестве посреди ночной автострады.


Возврат к списку